|
Консультация для воспитателей
|
Тезисы на тему: «Использование элементов логоритмики и ритмопластики
на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста».
Подготовила:
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ с.Александровка СПДС «Теремок»
Ерохина М.А.
Занимаясь с детьми, я убедилась, что развитие двигательной активности оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Говоря о логоритмике, Г.Волкова отмечает, что в основу ее она ставит ритм, как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».
«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение, путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи».
Цель логоритмики - развитие речи, посредством движения.
Цель ритмики - развитие движения. Ритм - основа правильного формирования речи, в том числе ее правильного восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, слоговой структуры и развитию лингвистических способностей. Благодаря развитию двигательной функции, стимулируется развитие двигательных центров (мелкая моторика) пальцев рук и артикуляционная.
Задачи логоритмики:
· развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
· формирование правильного дыхания;
· развитие способности ориентироваться в пространстве;
· выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
· развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
· формирование навыка релаксации;
· развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
В основе движения лежат двигательные умения и двигательный навык. Направления работы.
· Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие тонкой и общей моторики, координация движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.
· Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.
Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.
К методическим приемам относятся: показ упражнений, совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.
Еще одним из перспективных направлений является ритмопластика, своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом. Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.
Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Безусловно, развитие музыкальности, пластичности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Как считал Э. Жак-Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой.
Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат, с одной стороны, простые, а с другой – исключительно разнообразные движения, которые принято делить на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети максимально близко знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, несложных и чуть более сложных гимнастических упражнений, учатся легко, без затруднений ориентироваться в пространстве.
Практика работы показывает, что если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в процесс музыкального воспитания дошкольников, то у них:
· нормализуются психические процессы и свойства;
· быстрее формируются двигательные навыки;
· чище и грамотнее станет речь;
· эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.
Список литературы.
1. «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
2. Логоритмика» О.А.Новиковская С-Пб «Корона принт» 2005год.
3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина С-Пб. 1994год.
4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва 1997год.
5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
|