Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для воспитателей


Тезисы на тему: «Использование элементов логоритмики и ритмопластики

на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста».

Подготовила:

 музыкальный руководитель

ГБОУ СОШ с.Александровка СПДС «Теремок»

Ерохина М.А.

Занимаясь с детьми, я убедилась, что развитие двигательной активности оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.

Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения. Говоря о логоритмике, Г.Волкова отмечает, что в основу ее она ставит ритм, как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом».

«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение, путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи».

Цель логоритмики - развитие речи, посредством движения.                                                                                    

Цель ритмики - развитие движения. Ритм - основа правильного формирования речи, в том числе ее правильного восприятия. Умение воспроизводить ритм способствует восприятию ритмического рисунка слов, слоговой структуры и развитию лингвистических способностей. Благодаря развитию двигательной функции, стимулируется развитие двигательных центров (мелкая моторика) пальцев рук и артикуляционная.

Задачи логоритмики:

·        развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

·        формирование правильного дыхания;

·        развитие способности ориентироваться в пространстве;

·        выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

·        развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

·        формирование навыка релаксации;

·        развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

В основе движения лежат двигательные умения и двигательный навык. Направления работы.

·        Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие тонкой и общей моторики, координация движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.

·        Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.

Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания.

К методическим приемам относятся: показ упражнений, совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Еще одним из перспективных направлений является ритмопластика, своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку, «ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, в соответствии с заданным ею ритмом, а психотренинг подразумевает, что у малыша одновременно с «мастерским» владением собственным телом тренируются все психические процессы. Это и восприятие, и внимание, и память, и эмоции, и чувства, и мышление, и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, мышцы и координация движений, подвижность и способность сознательно управлять своим телом. Ребенок приобретает ценнейшее для будущей жизни умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.

Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах, освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Безусловно, развитие музыкальности, пластичности, умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях также являются важными задачами ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется не столько на результате, сколько на процессе обучения. Как считал Э. Жак-Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены». Хорошее самочувствие ребенка, приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим и получить за это замечание воспитателя – основные условия, необходимые для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой.

Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат, с одной стороны, простые, а с другой – исключительно разнообразные движения, которые принято делить на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др. Через танцевальные движения дети максимально близко знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, несложных и чуть более сложных гимнастических упражнений, учатся легко, без затруднений ориентироваться в пространстве.

Практика работы показывает, что если систематически вводить логоритмику и ритмопластику в процесс музыкального воспитания дошкольников, то у них:

·        нормализуются психические процессы и свойства;

·        быстрее формируются двигательные навыки;

·        чище и грамотнее станет речь;

·        эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.

 

Список литературы.

1.     «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.

2.     Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.

3.     «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.

4.     «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.

5.     М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».

 

      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области