Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для воспитателей


 
 
Доклад на тему
«Использование народного-прикладного искусства в развитии детского творчества»
 
Подготовительная группа
Воспитатель: Смирнова Е.А.
МДОУ д/с «Теремок»
с. Александровка
 
2009г.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Декоративность, выразительность цвета и пластики узорчатость орнамента разнообразие фактур и материалов – вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
В настоящее время народное искусство применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.
Уже в старшей группе детского сада мы знакомим детей с некоторыми узорами на игрушках на посуде на мебели, указываем на особенности изображений расцветки расположения узора. Одним из простейших видов русского декоративного прикладного искусства является дымковская (или кировская, по названию области) глиняная игрушка.
Дети должны знать и запомнить, в чем заключаются особенности этой игрушки в отличие от других а затем приобрести умение повторяя элементы ее украшения и подражая им создавать варианты этих узоров, изменяя то расположение, то расцветку, то включая в них те или иные мотивы. Занятия с детьми строятся так что на каждом из них будет и повторение увиденного и придумывание чего-то своего или изменения чего либо по-своему, однако с сохранением основных характерных признаков того или иного вида декоративного искусства.
Очень хорошо познакомить детей с некоторыми простейшими декоративными композициями Городецкой росписи по дереву. Из разнообразных мотивов этой росписи нужно взять для показа детям только узоры из цветов, бутонов и листьев. Наиболее сложный элемент этих росписей – цветок. Поэтому для начала выбирают узор на полосе из чередующихся бутонов и листьев.
В подготовительной к школе группе дети рассматривают Городецкую и хохломскую роспись по дереву рисунки на металлических жостовских подносах и др. в разных областях нашего государства имеются многоцветные керамические тканые изделия ковры, вышивки которые могут быть использованы в работе с детьми.
Из всего богатства предметов, имеющихся в краеведческих и художественных музеях, а также воспроизведенных в книгах и альбомах по народному искусству необходимо выбрать доступный для рассматривания с детьми материал. Наряду с альбомами желательно иметь в детском саду сами вещи украшенные узорами работы народных мастеров и постепенно создавать художественный фонд, использование которого обогащает представления детей о декоративном творчестве.
Знакомству с каким-либо видом народных художественных промыслов отводится самостоятельное занятие. В основном оно проходит в виде беседы с детьми, в процессе которой дети получают новые знания, а также уточняется и обогащается словарь. Хорошо в этот день после небольшого перерыва дать занятие декоративным рисованием с привлечением тех впечатлений, которые дети только что получили.
Познакомившись в течение года с двумя или тремя видами народного прикладного искусства, дети могут сравнивать их между собой, отмечать их особенности. Очень полезно посетить с детьми музей прикладного искусства или выставку.
Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева картона, бересты и пр. Иногда это могут быть готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда можно предложить украсить вещи выполненные детьми или изготовленные ими из картона папье-маше, бересты.
Интересными могут быть крупные коллективные работы по декоративной аппликации или рисунку типа ковра, панно, фриза (полосы). Такие работы используются для украшения помещения в праздничные дни, а летом – дачного помещения. В некоторых случаях декоративная аппликация сочетается с рисунком – крупные формы вырезываются из цветной бумаги, а мелкие детали прорисовываются краской или цветной тушью. Краски гуашь лучше соединять с матовой, а не глянцевой бумагой; можно немного использовать золотой и серебряной бумаги.
Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободное время; в этих случаях дети привлекаются по желанию, иногда небольшими группами, а иногда и все, например для подготовки к праздничному выступлению к оформлению зала. Участие отдельных детей может быть различным: одни вырезывают части композиции, другие их расписывают, а затем наклеивают. От воспитателя требуется продуманная и тщательная подготовка материалов деталей, образцов, а также всего плана выполнения работы. Дети, включенные в общее дело, должны быть все время заняты и заинтересованы.
Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше.
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области