|
Консультация для родителей
|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«Речевое общение детей»
Как часто мы, взрослые, любим вспоминать о том, какими забавными были наши малыши. И как много смешных случаев из их жизни можем рассказать. Особое умиление у нас вызывает милая детская речь. С каким удовольствием повторяем потом друзьям и близким, что у нашего Андрюшки или Катюшки «Мадонна с мадоненнком» или что он «весь босой», или что он «обцарапался об кошку», или что я «страшный спун» и «мне гневно приказано, чтобы сейчас же было встато». А еще, что газеты нам приносит «почтанник».
Просто ли забавна детская речь или к ней надо прислушиваться? Ребенок за первые пять лет овладевает родным языком. Уже двухлетний малыш, как правило, свободно изъясняется, общаясь со сверстниками и взрослыми. Смогли бы вы сейчас за два года так овладеть незнакомым языком, как овладел таким же незнакомым языком ваш ребенок? Пожалуй, нет. В чем же дело? Дошкольнику доступно только то, что недоступно нам с вами, у него сильнее чутье языка.
Овладенье речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но, вслушиваясь в детскую речь, невольно спрашиваешь себя, откуда он берет такие слова:
- Ах ты, стрекоза!
- Я не стрекоза, я людь!
Откуда этот «людь»? Кто сказал ей?
Оказывается, маленький ребенок способен сам творить слова. Он быстро усваивает, что если надо сказать в уменьшительной форме, то в слове нужен суффикс «ИК». Не зная никаких правил, по аналогии с «топориком» из «куска» он делает «кусарик». Суффикс «К» многим словам придает уменьшительное значение, а иногда и уничижительный смысл (Ванька, Веерка). И ребенок уважительно веревку называет «веревой». На замечание отвечает: «А тебе приятно будет, если тебя Корнешкой звать будут?»
Создавая слова по аналогии, малыш часто попадает в впросак. Смущает ли его это? Долгое время нет. Мы с вами, увидев незнакомую вещь, стремимся узнать ее название, маленький ребенок называет ее сам: «О, какой ползун ползет»…
Взрослый человек не в состоянии в такое короткое время усвоить то множество грамматических форм, которое так легко и свободно усваивает малыш. К восьмилетнему возрасту способность так чувствовать язык утрачивается, изощренное чутье языка притупляется.
Но пока… прислушиваясь к детской речи, обнаруживаешь, что ребенок по-своему создает живой образ, творчески изменяя услышанное: паутина-паукина, машина с поднимающимся пузовом и т.д.
Взрослый должен задуматься, как поступить с ребенком, услышав «намакоронился», «колоток», «кусарик».
Как бы не нравились эти слова, мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик».
Задача матери и отца – как можно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Поощряя подобные высказывания вашего ребенка, вы тормозите его развитие.
Мамы и папы должны постоянно помнить, что значительный процент речевых успехов ребенка зависит от них самих. Поэтому, гуляя с малышом, играя или читая ему книжки, взрослые должны показывать и называть предметы.
Например, весной, можно много интересного показать ребенку в природе: показать детям первые цветы – одуванчики, обратить внимание на желтые, яркие головки. И если вам важно, каким вырастет ваш малыш, чутким или бессердечным, то вы найдете время остановиться и полюбоваться чирикающими воробьями, понюхать первые подснежники.
Разговаривая с малышом, необходимо помнить, что он не всегда правильно понимает смысл услышанного. Рассерженная мать однажды сказала: «Ты мне всю душу вымотала!». Вечером же, разговаривая с соседкой, обмолвилась: «Душа у меня болит». И тут же услышала: «Неправда, у тебя души нет, сама говорила, что ее вымотала».
Дело все в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а ребенок – образами предметного мира. Его мысль на первых порах связана только с конкретными образами, поэтому, поэтому если мы читаем: «Пришел Иван домой, а лягушка спрашивает: «Что это ты голову повесил?» - , ребенок так и представит себе: пришел Иван домой, снял голову и повесил на гвоздик. Пятилетний Сережа как-то заявил: «Я в школу не пойду, там на экзаменах режут».
Двухлетняя Нина всем говорила, что мама уехала на Луну, так как слышала, что мама уехала на месяц.
Ушки ребенка всегда направлены в сторону взрослых, и уверенность в том, что «он маленький, он ничего не понимает», может привести к беде. Малыш обязательно сделает для себя выход, хотя внешне и не покажет вида. «Она в этом деле собаку съела» - и от уважаемого вами человека мальчик спрячет своего щенка.
Ребенок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5-6 годам страдают недостатками речи. В нем коренятся причины речевых недостатков? Речь это сложная функция, и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится на примере речи близких ему людей.
Серьезное значение родители должны придавать слуху ребенка: чтобы в ушах не накапливалась грязь, чтобы не было заболеваний уха. Для того, чтобы ребенок правильно произносил услышанное, у него должен четко действовать речевой аппарат. У детей иногда бывает органическое косноязычие – это неправильное расположение зубов, короткая уздечка. Ребенок шепелявит и ребенок является посмешищем до тех пор, пока ему на это не укажут случайные люди. Он за несколько секунд почти безболезненно избавляется от своего недостатка.
Но как правило, у детей бывает лишь функциональное косноязычие, требующее для исправления только упражнений. По этому поводу лучше всего обратиться к логопеду.
|