Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для родителей


 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
 
«Речевое общение детей»
 
 
Как часто мы,  взрослые, любим вспоминать о том, какими забавными были наши малыши. И как много смешных случаев из их жизни можем рассказать. Особое умиление у нас вызывает милая детская речь. С каким удовольствием повторяем потом друзьям и близким, что у нашего Андрюшки или Катюшки «Мадонна с мадоненнком» или что он «весь босой», или что он «обцарапался об кошку», или что я «страшный спун» и «мне гневно приказано, чтобы сейчас же было встато». А еще, что газеты нам приносит «почтанник».
Просто ли забавна детская речь или к ней надо прислушиваться? Ребенок за первые пять лет овладевает родным языком. Уже двухлетний малыш, как правило, свободно изъясняется, общаясь со сверстниками и взрослыми. Смогли бы вы сейчас за два года так овладеть незнакомым языком, как овладел таким же незнакомым языком ваш ребенок? Пожалуй, нет. В чем же дело? Дошкольнику доступно только то, что недоступно нам с вами, у него сильнее чутье языка.
Овладенье речью происходит под непосредственным воздействием взрослых. Но, вслушиваясь в детскую речь, невольно спрашиваешь себя, откуда он берет такие слова:
- Ах ты, стрекоза!
- Я не стрекоза, я людь!
Откуда этот «людь»? Кто сказал ей?
Оказывается, маленький ребенок способен сам творить слова. Он быстро усваивает, что если надо сказать в уменьшительной форме, то в слове нужен суффикс «ИК». Не зная никаких правил, по аналогии с «топориком» из «куска» он делает «кусарик». Суффикс «К» многим словам придает уменьшительное значение, а иногда и уничижительный смысл (Ванька, Веерка). И ребенок уважительно веревку называет «веревой». На замечание отвечает: «А тебе приятно будет, если тебя Корнешкой звать будут?»
Создавая слова по аналогии, малыш часто попадает в впросак. Смущает ли его это? Долгое время нет. Мы с вами, увидев незнакомую вещь, стремимся узнать ее название, маленький ребенок называет ее сам: «О, какой ползун ползет»…
Взрослый человек не в состоянии в такое короткое время усвоить то множество грамматических форм, которое так легко и свободно усваивает малыш. К восьмилетнему возрасту способность так чувствовать язык утрачивается, изощренное чутье языка притупляется.
Но пока… прислушиваясь к детской речи, обнаруживаешь, что ребенок по-своему создает живой образ, творчески изменяя услышанное: паутина-паукина, машина с поднимающимся пузовом и т.д.
Взрослый должен задуматься, как поступить с ребенком, услышав «намакоронился», «колоток», «кусарик».
Как бы не нравились эти слова, мы обязаны тут же заметить ребенку: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток», «сухарик».
Задача матери и отца – как можно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Поощряя подобные высказывания вашего ребенка, вы тормозите его развитие.
Мамы и папы должны постоянно помнить, что значительный процент речевых успехов ребенка зависит от них самих. Поэтому, гуляя с малышом, играя или читая ему книжки, взрослые должны показывать и называть предметы.
Например, весной, можно много интересного показать ребенку в природе: показать детям первые цветы – одуванчики, обратить внимание на желтые, яркие головки. И если вам важно, каким вырастет ваш малыш, чутким или бессердечным, то вы найдете время остановиться и полюбоваться чирикающими воробьями, понюхать первые подснежники.
Разговаривая с малышом, необходимо помнить, что он не всегда правильно понимает смысл услышанного. Рассерженная мать однажды сказала: «Ты мне всю душу вымотала!». Вечером же, разговаривая с соседкой, обмолвилась: «Душа у меня болит». И тут же услышала: «Неправда, у тебя души нет, сама говорила, что ее вымотала».
Дело все в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а ребенок – образами предметного мира. Его мысль на первых порах связана только с конкретными образами, поэтому, поэтому если мы читаем: «Пришел Иван домой, а лягушка спрашивает: «Что это ты голову повесил?» - , ребенок так и представит себе: пришел Иван домой, снял голову и повесил на гвоздик. Пятилетний Сережа как-то заявил: «Я в школу не пойду, там на экзаменах режут».
Двухлетняя Нина всем говорила, что мама уехала на Луну, так как слышала, что мама уехала на месяц.
Ушки ребенка всегда направлены в сторону взрослых, и уверенность в том, что «он маленький, он ничего не понимает», может привести к беде. Малыш обязательно сделает для себя выход, хотя внешне и не покажет вида. «Она в этом деле собаку съела» - и от уважаемого вами человека мальчик спрячет своего щенка.
Ребенок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5-6 годам страдают недостатками речи. В нем коренятся причины речевых недостатков? Речь это сложная функция, и развитие ее зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих: ребенок учится на примере речи близких ему людей.
Серьезное значение родители должны придавать слуху ребенка: чтобы в ушах не накапливалась грязь, чтобы не было заболеваний уха. Для того, чтобы ребенок правильно произносил услышанное, у него должен четко действовать речевой аппарат. У детей иногда бывает органическое косноязычие – это неправильное расположение зубов, короткая уздечка. Ребенок шепелявит и ребенок является посмешищем до тех пор, пока ему на это не укажут случайные люди. Он за несколько секунд почти безболезненно избавляется от своего недостатка.
Но как правило, у детей бывает лишь функциональное косноязычие, требующее для исправления только упражнений. По этому поводу лучше всего обратиться к логопеду.
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Теремок» с.Александровка государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Александровка муниципального района Ставропольский Самарской области