|
Консультация для воспитателей
|
«Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи»
Одним из важнейших условий адаптации ребенка с нарушениями речи является овладение им грамотой, т.е. элементарными навыками чтения и письма.
В отличие от устной речи, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в период обучения грамоте и совершенствуются входе дальнейшего обучения. Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка: восприятия, памяти, мышления и внимания. Письменная речь является более поздним и сложным образованием и формируется на базе устной речи. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже сформированным связям второй сигнальной системы (устная речь) и развивают ее. В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым и произносимым и словом видимым. Если устная речь в основном осуществляется деятельностью речедвигательного и речеслухового анализаторов, то письменная речь является не слухомоторным, а зрительно-слухомоторным образованием. Письменная речь является зрительной формой существования устной речи, т.е. временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений.
Но для формирования полноценных навыков чтения и письма существенно состояние некоторых неречевых функций.
Большинство детей в логопедических группах имеют фонетические нарушения речи. Но как показывают исследования, затруднения при обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а у той части, у которой недостатки произношения являются показателем незаконченности фонемообразования. При этом ребенок не только дефектно произ носит звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети недостаточно четко овладевают звуковым составом слова при обучении грамоте. Подобные нарушения часто называют фонологическими. Затруднение в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене или смешении звуков при произношении.
Наряду с недостатками произношения звуков у некоторых детей встречаются и нарушения слоговой структуры слова
Указанные ошибки произношения являются показателем недостаточной сформированности фонетического развития дошкольников старшего возраста. Л.Ф.Спирова указывает на то, что дефекты произношения оказывают влияние на формирование фонематического слуха, неполноценное воспроизведение звука ведет к нечеткому воспричтию его на слух, к недостаточной дифференциации.
На слух не различаются те фонемы, которые не дифференцируются при произношении. Накопление четких представлений о звуковом составе слова в этом случае затруднено, это задерживает формирование еще одной необходимой единицы для овладения грамотой, а именно фонематического восприятия, в основе которого лежит проведение операции звукового анализа.
Принципиально важное значение для развития письменной речи имеет сознательный анализ составляющих ее звуков. Однако, чтобы обозначить тот или иной звук буквой при письме, необходимо выделить его из слова и обобщить выделенный звук в фонему. Т.О. умение выделить фонемы в слове и правильно дифференцировать их является одним из самых необходимых условий для развития звукового анализа.
Для правильного протекания звукового анализа необходимо и второе условие – умение представить звуковую структуру слова в целом а затем , анализируя ее, выделить звуки, сохраняя и фиксируя как количество, так и правильный порядок их в слове.
Дети с тяжелыми нарушениями речи с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделенный звук, часто смешивают его с парным по акустико-артикуляционным признакам, не могут сравнить звуковой состав слов, отличающихся одним звуком. Отмеченные затруднения в звуковом анализе, связанные с недостаточно четким различением определенных фонем между собой, являются наиболее характерными для детей с фонематическим недоразвитием. Подобные нарушения у детей с нормальным речевым развитием почти не встречаются. Они испытывают трудности лишь в выделении последовательности и количества звуков в анализируемом слове. Т.О в результате невозможности практического обобщения о звуковом составе слова появляются трудности в овладении письменной речью.
Многие трудности обусловлены недостаточностью лексико-грамматического развития речи детей: стереотипностью словарного запаса, непонимание значений отдельных слов, ограниченность речевых средств при словоизменении и словообразовании. Указанные отклонения у детей с ТНР создают большие трудности при обучении письму и чтению, нередко наслаиваются и дополняют друг друга, что приводит к значительным
нарушениям в овладении письменной речью. Поэтому основной задачей коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста будут являться формирование психологической базы для овладения письменной речью, т.е. формирование «психологической готовности к обучению грамоте».
Преодоление фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи у старших дошкольников возможно лишь при наличии стройной, поэтапной системы коррекционно-логопедической работы.
В добукварный (подготовительный) период обучения грамоте логопед решает ряд конкретных задач обучения:
· Работа над развитием естественного вида звукового анализа, т.е. фонематическим слухом, развить внимание к звуковой стороне обращенной речи
· Формирование фонематического восприятия изучаемых звуков, т.е. обучение приемам звукового анализа
· Работа над нормализацией оптико-пространственного гнозиса
· Работа над произносительной стороной речи
· Исправление пробелов в лексико-грамматическом развитии речи
· Развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания и мышления
· Подготовка мелкой моторики ребенка к письму
Развитие фонематического слуха
Работа по развитию фонематического слуха у детей с речевой патологией проводится в связи с формированием у них правильного звукопроизношения. Обучение умению слышать и дифференцировать звуки родного языка проводится в следующих направлениях:
· Обучение различению звуков, далеких и близких по акустико-артикуляционным признакам на материале изолированных звуков и слогов.
· Обучение дифференциации звуков, близких по акустическим и артикуляционным характеристикам на материале различной слоговой структуры.
· Развитие умения различать оппозиционные звуки во фразовой речи.
Используются следующие виды упражнений: «Кто внимательный», «Узнай звук», «Придумай слово», «Найди ошибку».
Формирование фонематического восприятия.
В начале работы целесообразно познакомить детей со слогоударной структурой слова, т.к. слоговое членение слова, являющееся более естественным, чем звуковой анализ, подготавливает детей к появлению новой языковой ориентации на форму слова. Работа со слогоударными схемами, которые строятся легче звуковых, позволяет детям овладеть первичными навыками моделирования до начала более сложной работы со звуками. В своей исходной форме фонемный анализ это:
· Выделение звука из состава слова
· Определение местоположения звука по отношению к началу, концу и середине слова
· Установление линейной последовательности звуков
Второй период обучения грамоте в логопедической группе называется аналитическим. Основными задачами этого этапа являются: знакомство с буквой, как графическим знаком звука, обучение написанию букв на основе формирования пространственных соотношений элементов.
Третий этап обучения грамоте называется аналитико-синтетическим. Основной целью этого этапа является обучение детей письму и чтению слогов, сло и предложений из 2-5 слов.
Используемая литература:
Горбунова С.Ю. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: 1997
Составила: логопед Голубенко О.А. март 2010
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Теремок»
с.Александровка
Консультация для воспитателей
«Обучение грамоте детей с нарушениями речи»
2009-2010гг
|