|
Консультация для родителей
|
Формирование основ здорового образа жизни в условиях ДОУ.
В настоящее время одной из главных задач, поставленных перед дошкольными учреждениями, является укрепление здоровья детей. Эта проблема наиболее успешно решается при комплексном подходе: во время совместной работы медицинского персонала с инструктором по физической культуре, с воспитателями, с родителями.
Компонентами здорового образа жизни дошкольника (ЗОЖ) являются:
· двигательная активность
· медицинская активность
· режим дня
· КГН
· рациональное, сбалансированное питание
· психоэмоциональная реакция
Ведение здорового образа жизни напрямую зависит от:
· наличие образца поведения
· наличие желания
· отношение к ЗОЖ
В этом направлении разработана система педагогических, социально-гигиенических, медицинских мероприятий: связь с родителями, комплексное обследование ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое), разработка новых форм и способов физкультурно-оздоровительной работы,
составление рекомендаций по организации режима дня в ДОУ и самостоятельной двигательной деятельности детей.
Большая работа по формированию у дошкольников ЗОЖ проводится непосредственно с педагогами. Организуются консультации: «Осуществление интегрированного подхода в процессе сохранения и укрепления здоровья дошкольника», «Использование игр и физических упражнений для формирования навыков психорегуляции у дошкольников», «Адаптация функциональных систем организма ребенка в условиях реализации инновационных педагогических программ в ДОУ», теоретические семинары «Организация предметно-развивающей среды в группах», педагогические ринги, дискуссии «Формы и характер взаимодействия с семьями по вопросам ЗОЖ».
Такая углубленная работа помогает понять сущность и важность проблемы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Формы организации физкультурно - оздоровительных мероприятий:
· физкультурно-оздоровительная гимнастика
· физкультурные занятия
· элементы ритмики
· спортивные досуги, праздники, прогулки, походы.
· закаливание по разработанной схеме, гимнастика (упражнения) после сна, психогимнастика
Необходимо уделять внимание реализации организационно-педагогических условий формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Первое условие – это организация и насыщение видов деятельности информацией об ОБЖ и формирование на этой основе положительного эмоционально-оценочного отношения к данному процессу.
Второе условие – это расширение предметно-пространственной среды в целях освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни. (В группах создаются «Центры здоровья» основными элементами которых стали:
модель организма человека, проекты, дидактические игры).
Третье условие - это сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, которое основано на единстве воспитательного взаимодействия, что нашло отражение в значительном росте показателей готовности родителей к поддержке данной работы с детьми.
Все эти условия дополняют друг друга и в совокупности обеспечивают эффективность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Рассмотрим этапы формирования здорового образа жизни у дошкольников.
На первом этапе необходимо формировать правильное отношение к действиям и предметам. Ребенку нужен образец для подражания. Им может стать не только родитель, сестра, брат, но и воспитатель, друг, одногруппник, а так же герой мультфильма.
Второй этап характерен формированием у детей мотивов ЗОЖ.
· Самосохранения
· Подчинение этнокультурным требованиям
· Получение удовольствия от самосовершенствования
· Желание самосовершенствования
Третий этап заключается в формировании знаний и представлений о ЗОЖ.
Дошкольники на занятиях, в совместной деятельности и др. получают начальные знания о здоровом образе жизни.
Затем наступает этап формирования умений и навыков ЗОЖ.
И на последнем этапе у детей формируется привычка к здоровому образу жизни.
В результате у дошкольников повышается уровень физического развития, физической подготовленности, укрепляется здоровье и формируется здоровый образ жизни.
|